Пресс-центр С.М.Миронова

Видео, новости, пресс-релизы, документы

Идеи возрождения единого образовательного пространства страны заслуживают всяческой поддержки


Идеи возрождения единого образовательного пространства страны заслуживают всяческой поддержки

Споры, разгоревшиеся вокруг проекта Стандарта основного общего образования оставляют странное впечатление. Наша партия много раз говорила о необходимости восстановления единого образовательного пространства страны. Базовое школьное образование ребенка не должно зависеть от того, в каком регионе он учится, живет он на селе, в небольшом городе или областном центре, от социального статуса и доходов его семьи, от того, способны ли родители найти и оплатить услуги дорогостоящих репетиторов для подготовки к ЕГЭ. В этом и состоит принцип социальной справедливости: равенство изначальных возможностей учащихся. Восстановление единого пространства страны – это как раз то, чего много лет добиваются родительская общественность, многочисленные педагоги различных регионов. И на этом фоне странно выглядят выступления московских учителей, работающих в совсем других условиях…

Усилия министра О.Ю.Васильевой в значительной мере соответствуют поставленной цели.  Предложенные единые программы определяют содержание каждого учебного предмета по годам обучения, что позволит обучающимся легко встраиваться в учебный процесс при смене школы или региона проживания. Почему же эти благие намерения вызвали такое противодействие? Потому что впервые за время реформ образования Министерство попыталось вернуться к ключевому вопросу: содержанию образования.

Вместо неопределенных «рамочных» требований вроде «уметь считать» давно пора задуматься: до скольки и зачем? Раз-два-много или до 100? Именно содержание образования определяет возможность образовательной системы страны обеспечить выполнение задач, о которых говорил В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию: построение современной инновационной экономики, создание высокотехнологичных рабочих мест, выход российской науки на передовые рубежи по прорывным направлениям, обеспечение технологической независимости и обороноспособности страны.

Да, стандарты несовершенны. Но ключевой проблемой является не абсолютно здравая идея закрепления изучаемых на уроках литературы произведений по классам в соответствии с возрастом учащихся и их способностью осознать обсуждаемые проблемы. Это лишь отвлекает от других проблем. Например, заложенная разделением ЕГЭ по математике на базовый и профильный сегрегация детей. Углубленная программа перегружена, её полное усвоение недоступно среднему ученику, а  качественное преподавание этой программы не под силу многим учителям в регионах. Базовая, напротив, слишком упрощена.

Родители и дети поставлены перед выбором, который для многих означает потерю возможности продолжения обучения по специальностям, связанным с математикой. И за счет кого нам готовить кадры для экономики регионов, в которые не вернутся выпускники, уехавшие учиться в столичные вузы? Вот эту узаконенную сегрегацию в образовании, порожденную ЕГЭ, надо критиковать. А вот идеи возрождения единого образовательного пространства страны и обсуждения именно содержания образования заслуживают всяческой поддержки. Что касается стандартов — их действительно надо обсуждать и совершенствовать. И сырыми они как раз являются потому, что за два десятилетия либеральных реформ образования министерство всерьез не занималось содержанием обучения. А давно пора бы!