Опубликовано 12 апреля 2016 г. Информация актуальна на момент публикации

Пенсионная система представляет собой совокупность институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система в современном виде введена в России с 1 января 2002 года, она состоит из трех видов пенсионного обеспечения: государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение.

 

Пенсионная система России в 2013-2016 годах

Очередная, четвертая по счету в современной России, пенсионная реформа началась в конце 2013 года с принятия двух федеральных законов («О страховых пенсиях» и «О накопительных пенсиях»), определяющих ключевые черты отечественной пенсионной системы в настоящее время.

Основные нововведения:

Вместо понятия «трудовая пенсия» введены два новых: «страховая пенсия» и «накопительная пенсия».

  • Страховая пенсия формируется в рамках солидарной системы, т.е. страховые взносы в Пенсионный фонд РФ идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Страховая часть зависит от величины зарплаты, стажа работы, возраста выхода на пенсию и размера индексации пенсий, ежегодно определяемого Правительством;
  • Накопительная пенсия, согласно закону, не имеет солидарного характера и на выплаты текущих пенсий не идет. Страховые взносы, направляемые на формирование накопительной пенсии, можно передать в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и в управляющие компании (частные или государственную), которые будут инвестировать эти средства в разрешенные законодательством инструменты финансового рынка и тем самым увеличивать суммы пенсионных накоплений с течением времени. На размер накопительной части влияют сумма страховых взносов, срок, в течение которого уплачиваются взносы, и доход от их инвестирования.

В конце 2013 года Правительство приняло решения заморозить с 2014 года отчисления в накопительную часть будущих пенсий. С тех пор это решение продлевается каждый год, таким образом, с 2014 года накопительная пенсия не формируется. Замораживание накопительных взносов, по расчетам Минфина, в 2016 году сэкономит бюджету 344 млрд рублей (в 2017 году – 412 млрд, в 2018 году – 471 млрд). До 2014 года работодатель отчислял 6% зарплаты в накопительную часть пенсии, но в 2014-м, в 2015-м и 2016-м государство приняло решение направлять эти средства в страховую часть, то есть на текущие выплаты нынешним пенсионерам. До 31 декабря 2015 года гражданам был предоставлен выбор — передать свою накопительную часть пенсии в НПФ или оставить в управлении ПФР. С 1 января 2016 года все отчисления граждан, не заявивших о своем выборе, автоматически отправляются в страховую часть, таким образом, они теряют возможность формировать накопительную часть пенсии.

В 2015 году вступили в силу новые правила формирования и расчёта пенсий. Изменился порядок формирования страховой пенсии: она стала рассчитываться в баллах, а их число зависит от стажа и уровня зарплаты.

Кроме того были ужесточены правила получения пособия по старости, страховая пенсия будет начисляется при соблюдении трех условий:

  • достижение возраста 55 лет – для женщин и 60 лет – для мужчин;
  • определенный страховой стаж (минимальный стаж уплаты страховых взносов). В 2015 году он составит шесть лет. Далее повышение требований к стажу будет происходить постепенно: по одному году в течение десяти лет, таким образом в 2024 году он составит 15 лет;
  • наличие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) определенного уровня. В 2015 году минимальная величина ИПК составит 6,6 баллов, к 2025 году будет увеличена до 30 баллов.

 

Численность пенсионеров

В течение 2015 года численность пенсионеров, получающих пенсию по линии ПФР, увеличилась более чем на 600 тысяч человек – с 42,1 млн. человек до 42,7 млн. человек.

Прогнозируется, что в течение 2016 года численность пенсионеров, получающих пенсию по линии ПФР, увеличится более чем на 546 тыс. человек – с 42,7 млн. до 43,2 млн. человек.

Основным видом пенсий в России в 2016 году будет страховая пенсия. Число ее получателей на начало 2016 года составляет более 39 млн. человек. Еще свыше 3,5 млн. человек являются получателями пенсий по государственному пенсионному обеспечению, при этом около 3,1 млн. пенсионеров – получатели социальной пенсии.

 

Повышение пенсионного возраста

В течение последних лет продолжается дискуссия о необходимости повышения пенсионного возраста. В декабря 2015 года СМИ сообщили о подготовке правительством и администрацией президента решения о создании специализированной структуры — экспертного совета по обсуждению пенсионной реформы, в задачи которого будет входить подготовка общественного мнения к повышению возраста выхода на пенсию. Данная инициатива пока не получила развития.

В марте 2016 года о возможности повышения пенсионного возраста практически одновременно заявили бывший министр финансов Алексей Кудрин и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Последний выразил мнение, что повышать пенсионный возраст уместно после парламентских выборов 2016 года.

 

Ход реформирования пенсионной системы и общественное мнение

Особенностью российской пенсионной системы являются, как отмечают эксперты, нестабильность ее базовых принципов и непрозрачность обсуждения и формирования основных правил расчёта пенсий.

Результаты опросов общественного мнения, как, например, проведенного ВЦИОМом в ноябре 2015 года, свидетельствуют о недоверии граждан к реформам пенсионной системы – «заморозку» пенсионных накоплений осудили 55% респондентов.

Недоверие граждан могли вызвать противоречивые заявления правительства относительно судьбы накопительной части пенсии. Замораживание пенсионных накоплений в 2014 году было объявлено разовой, антикризисной мерой, связанной с необходимостью провести проверку и акционирование НПФ, однако в конце 2015 года было продлено уже во второй раз. Неодобрение граждан вызывает также отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам и мизерная, на уровне 4%, индексация для всех остальных.

Особый резонанс в начале февраля 2016 года получили новости о возможном инвестировании пенсий в венчурные, высоко рискованные проекты. Такую меру предложило Минэкономразвития в качестве одного из пунктов антикризисного плана действий в экономике. Впервые на правительственном уровне тема использования пенсионных накоплений в инновационной индустрии была озвучена в 2014 году. Тогда Дмитрий Медведев дал поручение ЦБ, Минфину и Минэкономразвития проработать вопрос о вложении пенсионных средств в венчурные проекты.

Особо болезненно воспринимается обществом вопрос повышения пенсионного возраста: до данным опроса ФОМ – за сохранение нынешнего пенсионного возраста выступают более двух третей опрошенных.

В то же время, правительство продолжает выдвигать инициативы, увеличивающие финансовое бремя на бизнес и граждан:

  • Минтруда предлагает постепенно увеличивать сбор в пенсионный фонд на 20 процентов ежегодно, до двукратного увеличения к 2021 году;
  • Председатель Банка России Эльвира Набиуллина считает, что автоматическая «подписка» граждан на накопительную пенсионную систему может стать надежным инструментом пенсионных накоплений.

 

Сергей Миронов об о попытках очередной реформы российской пенсионной системы:

«Надежная пенсионная система – залог уверенности граждан страны в своем будущем, в том, что государство выполнит взятые на себя обязательства. Власть не может рассчитывать на доверие людей, постоянно меняя правила игры и фактически обнуляя сбережения граждан. Именно так действовало правительство и поддерживающее все его решения партийное большинство в Госдуме. В результате – провалена пенсионная реформа и уничтожена вера граждан в государственную пенсию».

Позиция Сергея Миронова

  • Манипуляции с пенсионными накоплениями граждан для решения проблем бюджетного дефицита являются незаконным;
  • Отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам – является прямым нарушением прав граждан. Кроме того, такой способ сокращения расходов бюджета лишь усиливает экономический кризис;
  • Оптимальным является вариант солидарной пенсионной системы, при котором работающие граждане платят взносы в пенсионный фонд для выплат тем, кто уже завершил свою трудовую деятельность. Пенсия должна составлять 60% от средней зарплаты и увеличиваться пропорционально стажу работы.

 

Сергей Миронов о солидарной пенсионной системе:

«Мы считаем недопустимыми махинации с пенсионными накоплениями. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ последовательно отстаивает доказавший свою эффективность принцип солидарности поколений, при котором работающие граждане платят взносы в пенсионный фонд для выплат тем, кто уже завершил свою трудовую деятельность. Пенсия должна составлять 60% от средней зарплаты и увеличиваться пропорционально стажу работы. И больше ничего придумывать не нужно».

 

Инициативы Сергея Миронова и фракции «Справедливая Россия»

Руководитель фракции «Справедливая Россия» совместно с коллегами внес в Госдуму ряд законопроектов, посвященных вопросам пенсионного обеспечения, призванных поддержать наименее обеспеченных граждан и способствовать укреплению принципов социальной справедливости:

 

Другие документы