Опубликовано 7 апреля 2016 г. Информация актуальна на момент публикации

 

Позиция Минобрнауки РФ

Согласно концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы (ФЦПРО на 2016–2020 годы), число вузов в стране планируется сократить на 40%, а их филиалов – на 80%. Сокращению подвергнутся учебные заведения, не вошедшие в число федеральных и национальных исследовательских университетов.

Некоторые формулировки, содержащиеся в концепции ФЦПРО на 2016–2020 годы, позволили ряду экспертов предположить, что целью сокращения числа вузов является не повышение качества высшего образования, а экономия средств федерального бюджета:

«Формируемое государственное задание на получение высшего образования в том числе будет учитывать потребности инновационной экономики и необходимость обучения в полнокомплектных студенческих группах за счет средств соответствующих бюджетов. В этих условиях необходимы меры по изменению сети образовательных организаций на всех уровнях системы образования, развитию межвузовской кооперации, обмену ресурсами, созданию необходимой инфраструктуры для инклюзивного обучения. Реализовать указанные меры в рамках планово-нормативного финансирования невозможно из-за отсутствия должной проектной разработки, анализа возможных вариантов модернизации и их последствий, отсутствия необходимых новых моделей и инструментов реализации указанных мер. Получить необходимые изменения возможно только в результате выполнения комплексных системных проектов, реализуемых в рамках Программы, целенаправленно ориентированных на формирование и внедрение указанных новых моделей вузов, новых образовательных программ, новых условий и технологий их реализации».

По словам министра образования и науки Дмитрия Ливанова, «только за последние три года число негосударственных вузов сократилось почти в два раза – с 440 до 230, а число филиалов – с 1600 до 730».

В 2013–2015 годах прошел ряд скандальных слияний вузов: МИСиС поглотил Горный университет, Торгово-экономический университет был присоединен к РЭУ им. Плеханова, МАТИ к МАИ, Пищевой университет к Университету прикладных биотехнологий.

Некоторым учебным заведениям удается отстоять право на продолжение деятельности. Так, в январе арбитражный суд признал правоту Волгоградского гуманитарного института (ВГИ): Рособрнадзор, который в сентябре прошлого года пытался отобрать у вуза аккредитацию, действовал незаконно.

Сергей Миронов о вступлении в силу новой редакции закона «Об образовании» (о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»):

«Для российской школы, для системы высших и профессиональных учебных заведений начинаются нелегкие времена. Надежда, прежде всего, на силу традиций, которые лежат в основе российской системы образования. Наша главная претензия к этому закону как раз состояла                      в том, что он подрывает традиционные основы российской школы, направляя ее в русло примитивного утилитаризма и прагматизма.                              Но традиции тем и сильны, что способны противостоять натиску сиюминутных интересов и продиктованных ими проектов.

Так что закон об образовании в том виде, в каком он существует сегодня, – не навсегда. Для меня это очевидно. И потому, что действительно глубоки и основательны традиции российской школы, и потому, что противники закона руки не сложили. В Госдуму уже поступают поправки в закон, призванные нивелировать его негативный эффект.

Закон обязательно будет меняться. Наша партия будет активно этому содействовать. И точечными изменениями мы не ограничимся, продолжим борьбу за принципиальный пересмотр этого законодательного акта. Уверен, что рано или поздно сама жизнь заставит сделать это».

 

Текущая ситуация

В отношении государственных вузов Минобрнауки использует практику укрупнения – объединения двух или нескольких вузов в один. Несмотря на заявленную Минобрнауки добровольность реорганизации, объединения вузов зачастую сопровождаются протестами студентов и преподавательского состава. Подобные случаи отмечены в ходе присоединения МЭСИ и РГТЭУ к РЭУ им. Плеханова. Против присоединения к Самарскому государственному аэрокосмическому университету Самарского государственного университета и Самарского государственного технического университета осенью прошлого года активно выступали студенты СамГУ. Убеждать профессуру самарского университета в необходимости реорганизации пришлось лично губернатору Николаю Меркушкину.

В 2016 году Минобрнауки продолжило практику укрупнения учебных заведений. Студенты МАДИ борются против объединения их вуза с МАМИ. Петиция, размещенная на сайте Change.org, набрала уже более шести тысяч подписей. Протестуют и студенты РХТУ им. Менделеева, которому предстоит слияние с Институтом стали и сплавов (МИСиС). Под их обращением подписались уже более 18 тысяч человек. Студенты института математики и компьютерных наук УрФУ, протестуют против присоединения своей «альма-матер» к институту естественных наук.

В феврале депутаты Законодательного собрания Иркутской области потребовали от министра образования сохранить филиал Братского государственного университета, остающегося единственным вузом в Усть-Илимске. Сейчас в нем обучаются почти 850 студентов.

 

Позиция Сергея Миронова

Сергей Миронов выступает с резкой критикой политики Минобрнауки по сокращению числа вузов:

  • деятельность Минобрнауки, по закрытию и «укрупнению» образовательных организаций высшей школы, ведущаяся последние три года, не способствует получению качественного образования;
  • объединение вузов зачастую осуществляется хаотично, без учёта профиля образовательных организаций, специфики местной ситуации, общегосударственных интересов;
  • очевидно, что данная политика в области высшего образования ведёт не только к ухудшению качества образования молодых специалистов, но и к снижению возможности получения высшего образования молодым поколением, а, следовательно, к окончательному разрушению кадрового потенциала отечественной науки.

Сергей Миронов о планах Минобрнауки по массовой ликвидации вузов:

«Непродуманная политика министерства образования ведет к сокращению бюджетных мест, преподавательских ставок и деградации высшего образования в России. Разрушительная деятельность Минобрнауки должна быть остановлена. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ уже ставила вопрос о недоверии Дмитрию Ливанову – тогда за однопартийца заступились единороссы. Мы намерены добиваться увольнения министра, чья политика угрожает всему российскому образованию и недопущения в будущем непродуманных и необратимых экспериментов с отечественной высшей школой».

 

Законопроект Сергея Миронова и фракции «Справедливая Россия»

Руководитель фракции «Справедливая Россия» совместно                          с коллегами внес в Госдуму законопроект, призванный ввести в правовое поле вопросы реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных образовательных учреждений, однако инициатива справороссов была заблокирована думским большинством.

 

Другие документы